Дети в школе: почему ваш ребенок стал плохо учиться

Хорошая успеваемость детей в школе с введением ЕГЭ стала рассматриваться, как надежный социальный лифт в лучшее будущее. Именно поэтому большинство родителей придают такое значение оценкам своих детей. Некоторой напряженности добавила появившаяся недавно промежуточная аттестация учащихся, когда, начиная с 4 класса, качество знаний школьников оценивается по результатам экзаменов по 4-5 предметам.

Вопрос неуспеваемости части учеников, которые, по мнению их родителей и учителей, могли бы показывать результаты не меньше средних, волнует и школу, и семью. Социальный мониторинг деятельности педагогического коллектива, проведенный в среде родителей учеников, показывает, что большинство семей перекладывает ответственность за успеваемость учащихся на их учителей. Педагоги нередко обвиняют родителей за то, что они не помогают своим детям осваивать школьную программу, не воспитывают у них желание учиться.

Особенности отношения к учебе в различных возрастных категориях школьников

Для младших школьников новое положение в роли ученика, понимание того, что они заняты важным делом, придает хорошей успеваемости особую важность. Учеба для этих детей – средство, помогающее удовлетворить свойственную этому возрасту любознательность, интерес ко всему новому. В начальной школе дети трепетно относятся к своим оценкам. Мотивация хорошо учиться настолько велика, что плохие отметки нередко становятся причиной слез и бурных переживаний.

Это отношение подогревает интерес и внимание родителей к их учебе. Многие мамы и папы внимательно следят за успехами и достижениями ребенка, контролируют выполнение домашних заданий. Они держат тесный контакт с учителем, часто общаются с ним по поводу текущей успеваемости детей. Родительские собрания в начальной школе практически всегда проходят в полном составе.

Читайте также:  Чистка посудомоечной машины – зачем и как это сделать

В подростковом периоде картина становится совершенно другой. Главная деятельность для детей этого возраста – общение, осознание своего места в социуме, в коллективе сверстников. В школу ходят теперь не учиться, а общаться. Расширение сферы интересов подростков приводит их к занятиям спортом, реализации своих увлечениях в кружках, к созданию групп по интересам, к развлечениям. Как следствие такой смены приоритетов, происходит резкое снижение уровня успеваемости, появляются тройки и двойкиребенок плохо учится

Старшеклассники к своей учебе относятся более осмысленно. Большинство юношей и девушек к старшим классам уже выбрали направление будущей профессиональной деятельности. Они вкладывают немало сил в те предметы, по которым собираются сдавать ЕГЭ, посещают по ним факультативные занятия, оставаясь равнодушными к остальным направлениям. Помимо возрастных особенностей, неуспевающие школьники могут иметь недостатки в познавательной сфере и в недостаточной мотивации  к учебе.

Причины школьной неуспеваемости

Не всегда с первого раза можно определить, почему ребенок плохо учится. Здесь тесно сплетаются и физиологические причины, и отношение учителя и родителей к ребенку, и моральный климат в школьном коллективе.

Неумение учиться

Эти факторы успеваемости определяют в большинстве случаев, сложится ли у ребенка учеба или в мониторинге достижений его показатели не будут радовать ни педагогов, ни родителей.

  • Неумение воспринимать, сортировать и запоминать информацию – весомый аргумент для занятий с психологом.
  • Неправильная организация выполнения домашней работы, неумение правильно распределять свое время и силы.
  • Банальная лень, которую в начальных классах еще поддается коррекции.
  • Неадекватные способы учебной работы – анализа текста, освоения правил, приемов заучивания, выполнения упражнений.

Проблемы со здоровьем – причина отставания

Эти причины плохой успеваемости не зависят от стараний ребенка или качества преподавания школьных предметов.

  • Задержка психического развития – недостаточно развитые память , внимание, мышление приводят к тому, что еще в начальной школе деятельность учащихся по освоению учебных навыков значительно отстает от нормы.
  • Особенности нервной системы. Тревожные или чересчур ранимые дети не могут собраться перед ответом, допускают нелепые ошибки в контрольных, отвечают хуже, чем могли бы.
  • Гиперактивность – расторможенность нервной системы, неумение концентрировать внимание, высокая подвижность психики приводят к тому, что ребенок с хорошим интеллектом плохо учится.
  • Общие проблемы со здоровьем – частые пропуски по болезни и недомогания не дают детям осваивать школьную программу.
Читайте также:  Как пережить расставание - действенные советы

Когда учитель – ключевая проблема неуспеваемости

Не только от успешного выполнения учебных планов и программ зависит хорошая успеваемость школьников. Иногда личность учителя становится причиной того, что ребенку плохо в школе:

  • Педагог – случайный человек в школе, свой предмет он не знает, а, если и знает, то не умеет заинтересовать им учащихся. К сожалению, и такое бывает, учитель и дети не находят общий язык по причине его равнодушного отношения к своей работе.
  • Учитель предвзято относится к ребенку, он не видит в нем никакого потенциала, ставит клеймо «двоечника» или никуда не годного хулигана, не замечает успехов или старания.

Проблемы в классе

Коллектив сверстников  имеет большое значение для детей. Место, которое ребенок занимает в иерархии класса, может влиять на успеваемость школьника.

  • В классе часты конфликты с участием ребенка, он тратит на их разрешение слишком много сил, остатка которых не хватает на успешную учебу.
  • В коллективе «не принято» хорошо учиться, и многие дети в школе не хотят стать «белой вороной».

ребенок плохо учитсяНаладить отношения в классе поможет тонкая индивидуальная воспитательная работа, проводимая классного руководителя в течение всего учебного года.

Родители неуспевающих детей

Интересуясь, как заставить ребенка лучше учиться, многие родители не всегда понимают свою роль в этом ответственном процессе.

  • В семье нередко выражается пренебрежительное отношение к школе и учителям.
  • Дети посещают несколько кружков или спортивных секций и не справляются с нагрузкой.
  • Родители не являются для детей примером в получении знаний, они не читают, имеют ограниченный круг интересов.
  • В семье не ведется контроль успеваемости ребенка, к его достижениям относятся равнодушно, плохих оценок тоже не замечают.
  • Частые ссоры или равнодушие к детям, нехватка времени на них приводят ребенка к выводу, что для получения своей доли тепла и любви нужно плохо учиться, потому что в этом случае родители хотя бы так обращают на него внимание.
Читайте также:  Дизайн кухни-гостиной: удачные решения для современной квартиры

ребенок плохо учитсяВ зависимости от того, что повлияло на успеваемость ребенка в школе, семье и педагогам нужно принимать меры.

Как помочь детям лучше учиться

Родители не могут повлиять на микроклимат в классе, или на личность педагога, не любящего свою работу, но помочь устранить большинство причин, из-за которых ребенок стал хуже учиться, они в состоянии.

Как повысить успеваемость школьников:

  • Следует ограничить нагрузку в виде дополнительных занятий, оставив не больше двух кружков, желательно с различными типами деятельности.
  • Для ослабленных детей следует организовать правильный режим дня, посетить консультации врача или психолога.
  • Не нужно показывать при ребенке негативного отношения к школе.
  • Родителям следует интересоваться школьной программой, выполнением домашних заданий.
  • Новые впечатления, экскурсии, литература, компьютерные игры, связанные с темами школьных предметов, могут развить интерес к учебе.
  • Развитая речь детей, умение строить высказывания – половина успеха в учебе. Нужно больше читать детям, побуждать их рассказывать о своих впечатлениях.
  • Для укрепления авторитета ребенка в классе, следует чаще интересоваться школьной жизнью, принимать вместе с детьми участие в мероприятиях.
  • В любых обстоятельствах не лишайте своих детей веры в себя, а критическое отношение социума компенсируйте своей любовью.

Задаваясь вопросом: «Почему не учатся дети, что делать в такой ситуации?», следует, прежде всего, найти причины неуспеваемости и в тесном контакте с педагогами школы принять меры по их устранению.

1473 Просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.